Бетонные дороги как антикризисный план для цементной отрасли

Первый вице-премьер РФ Денис Мантуров уже поручил Минтрансу совместно с Минфином и «Союзцементом» рассчитать экономическую эффективность применения цементобетонных технологий в строительстве дорог.
Источник: https://xn--b1agapfwapgcl.xn--p1ai/betonnye-dorogi-kak-antikrizisnyj-plan-dlja-cementnoj-otrasli/
В российском дорожном строительстве, похоже, наметился крайне своевременный и перспективный тренд. Речь идет о постепенном возвращении к технологии цементобетонных покрытий. Ее активное применение позволит не только решить одну из главных российских проблем, но и станет спасением для отечественной цементной отрасли, которая переживает сегодня не самые лучшие времена.
Курс на бетон
В середине августа 2025 г. первый заместитель Председателя Правительства Денис Мантуров провел совещание по развитию отрасли строительных материалов, во время которого обсуждалось текущее состояние промышленности строительных материалов, в том числе цементной отрасли. По итогам совещания Минтрансу совместно с Минфином и отраслевым объединением «Союзцемент» было поручено рассчитать экономическую эффективность применения цементобетонных технологий в строительстве дорог.
О преимуществах бетонных дорог мы уже подробно рассказывали. В отличие от традиционного асфальтобетона, цементобетонное покрытие обладает целым рядом неоспоримых достоинств. Главные из них — долговечность и прочность. Срок службы такой дороги без капитального ремонта составляет от 40 до 50 лет, в то время как асфальтовое покрытие требует серьезного вмешательства уже через 8–10 лет. Это колоссальная экономия бюджетных средств в долгосрочной перспективе.
Бетонные дороги лучше противостоят нагрузкам от тяжелого грузового транспорта, они не размягчаются в летнюю жару и не образуют колеи, что критически важно для магистралей с интенсивным движением фур. Кроме того, они обладают более высоким коэффициентом сцепления, что повышает безопасность движения в дождливую погоду, и лучше отражают свет, улучшая видимость в темное время суток.
Казалось бы, при таком наборе преимуществ вся страна должна быть покрыта сетью бетонных трасс. Однако доля таких дорог в общей структуре российского дорожного полотна крайне мала: значительная часть существующих сегодня цементобетонных дорог в России была построена еще во времена Советского Союза.
Мировой опыт
В Беларуси, например, бетонные дороги строят уже более чем полвека — с конца 1960-х. Только за 2015–2022 гг. в этой стране возведено и реконструировано 176 км республиканских автодорог с цементобетонным покрытием. В планах на 2026–2030 годы — реконструкция около 250 км республиканских дорог, из которых 200 км (80%) будут с цементобетонным покрытием.
Более того, ранее местные власти уже взяли вектор на развитие данного направления: осенью 2024 года сообщалось, что президент Беларуси Александр Лукашенко поручил в новой программе дорожного строительства «прописать красными буквами» возведение дорог с цементобетонным покрытием.
«Бетон есть бетон. Я каждый день езжу по логойской трассе. Да, она уже трещины дала. Так она более 50 лет эксплуатируется. Дала трещины, мы их заделали — и нормально. Мы договаривались, что 10–15 процентов цемента (от общего объема производства — ред.) будем использовать на дороги. Всё для этого есть. Поэтому в этой программе (дорожного строительства — ред.) красными буквами должно быть определено строительство бетонных дорог», — отмечал ранее президент Беларуси.
«Спасательный круг» для цементной отрасли
Пока в российской дорожной отрасли начинают присматриваться к цементобетонной технологии, в смежной, цементной промышленности, ситуация близка к катастрофической. Строительная отрасль в целом переживает не лучшие времена: высокая ключевая ставка, дорогая ипотека, снижение объемов строительства — все это больно бьет по производителям строительных материалов. Но именно цементная промышленность оказалась на острие кризиса: одновременно со снижающимся спросом увеличивается доля импорта, вытесняя отечественных производителей. В результате снижается производство, цементные заводы уже начинают закрываться.
Так, в начале июля один из крупнейших производителей строительных материалов ЦЕМРОС временно остановил производство на «Белгородском цементе» в связи с ухудшением рыночной конъюнктуры, снижением рентабельности производства и увеличением доли импортного цемента на российском строительном рынке. Затем, спустя всего несколько недель, ЦЕМРОС сообщил о временном переходе сотрудников заводов и управляющей компании на четырехдневную рабочую неделю с 1 октября. Как пояснили в самом Холдинге, решение принято в ответ на продолжающееся падение потребления цемента и рост доли импорта.
Эти события — не частные проблемы отдельных предприятий. Это системный кризис, вызванный сжатием рынка сбыта. В текущей ситуации переход на цементобетонные покрытия в дорожном строительстве видится не просто интересной технологической инновацией, а стратегическим решением, способным стать «спасательным кругом» для отечественных цементников.
Объемы потребления цемента для дорожного строительства колоссальны. Перевод даже части дорожных проектов на новую технологию позволит загрузить простаивающие мощности заводов. Это может стабилизировать отрасль, дать ей возможность перевести дух, провести модернизацию и уверенно смотреть в будущее.
Таким образом, сегодня складывается уникальная ситуация, предлагающая классическую win-win стратегию, где в выигрыше оказываются все. Государство и граждане получают не просто дороги, а высококачественные, долговечные и безопасные магистрали, которые не требуют постоянного и дорогостоящего ремонта, экономя тем самым бюджетные средства. А цементная отрасль получает столь необходимый ей импульс для развития, гарантированный спрос и возможность выйти из кризиса.
Источник: https://xn--b1agapfwapgcl.xn--p1ai/betonnye-dorogi-kak-antikrizisnyj-plan-dlja-cementnoj-otrasli/










